В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) . В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. Перед педагогами стоит задача открыть это чудо детям.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
День народного единства олицетворяет уважение к патриотизму и мужеству граждан страны всех поколений, признание и благодарность тем, кто смог отстоять и защитить родину в наиболее темные моменты ее истории.
На сцену выходят воспитатели, исполняют вокально-танцевальную композицию под песню «Россиюшка, родная».

Стихи читают дети:
1. Гармонист играет песни,
Песни Родины моей.
Ах, на свете нет чудесней
Песни русской, веселей.
2. Ширь да удаль льет тальянка
Переливчатой волной,
Будь то где-то на гулянке
Слышишь голос молодой.
3. Режь, тальяночка, тальянка,
Голосистей песни лей,
Чтобы ноги по землянке
Заходили веселей...
Дети и воспитатели проходят на места. Под веселую музыку вбегают скоморохи
Скоморох1: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!
Скоморох2 : Здравствуйте, гости и гостюшки!
Вместе: Мы к вам на праздник пришли!
Скоморох1: На вас посмотреть!
Скоморох2: Да себя показать!
Скоморох1: Мы развеселые потешники,
Известные скоморохи и насмешники!
Скоморох2: За медный пятак покажем вам эдак и так!
Довольны, будет здорово,
Удовольствий с три короба!
Скоморох1: Здорово, Федул, чего губы надул?
Скоморох2: Кафтан прожег...
Скоморох1: А можно ль зашить?
Скоморох2: Один ворот остался...
Вместе: Подходите, подходите,
Посмешки наши посмотрите!
Слышится колокольный звон, входит с хлебом-солью Василиса Премудрая
Василиса: Хлеб-соль вам, гости дорогие! Давайте поговорим об обрядах, традициях русского народа, о его замечательных подвигах.
Скоморох1: Вот так, хлебом-солью на расшитом узорами полотенце, встречали гостей на Руси. Эта традиция и сегодня сохранилась во многих уголках Русской земли.
Скоморох2: Почему для такого обычая были выбраны хлеб, соль и расшитое полотенце?
Дети отвечают
Василиса: Хлеб - символ богатства, соль- символ защиты от нечистой силы,
Полотенце - символ благополучной дороги.
Скоморох1: Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб - хозяин в доме, всему он голова.
Скоморох2: Крепкою державою его звали встарь,
Хлебушек по праву в государстве царь!
Василиса: Жизнь русского народа заключалась прежде всего в труде.
(Картина Репина «Бурлаки на Волге»)
Несмотря на тяжесть люди не жаловались, а уважали труд.
Скоморох1: Издавна Россия славилась работами мастеров-умельцев.
Вот посмотрите. Много таких вещей наверняка хранятся у вас дома. Берегите их,потом покажете своим детям.
Скоморох2: Когда заканчивались трудовые работы, собирались ребята да девчата в горнице-светелке повеселиться да потешиться. А знаете ли вы поговорки о веселье?
Дети: 1. Кто унывает да плачет, оттого бежит удача!
2. Кто весел и смеется, тому все удается!
3. Будем шутки шутить, всех людей веселить!
Скоморох2: А сейчас вы думаете не поют русские народные песни? Поют, и еще как поют!
Русская народная песня «Где был Иванушка»
Дети читают стихи:
1.Ты откуда русская
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
2. Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась,
Как ты зазвучала?
3. Пролетели утки - уронили дудки,
Пролетели гуси - уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну, а песня?
С ней на Руси родились!
Василиса: Да, талантливый и трудолюбивый народ живет в России.
Любой товар в старину можно было купить на ярмарке.
Скоморох1: Ярмарка, ярмарка!
Огневая, яркая, плясовая, жаркая!
Скоморох2: Глянешь налево - лавки с товаром,
Глянешь направо - веселье даром!
Вместе: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
Под музыку входит цыган (ребенок) с медведем (взрослым)
Цыган: Расступись народ честной!
Идет медведушка со мной!
Ну-ка, Мишенька, покланяйся!
Медведь выполняет
Мишенька, покажи как девки наряжалися!
Показывает в смешной форме
Покажи как на работу шли!
Медведь идет лениво
Как работали!
Показывает, как нехотя работали
А как с работы шли!
Медведь радостно бежит
Скоморох1: Цыган, нынче ярмарка у нас
Может спляшешь ты сейчас?
Цыган: Спляшу!
Танец цыгана
Скоморох 2: Хорошо станцевал,
Я век такого не видал!
Цыган: Пока прощайте,
Да нас вспоминайте!
Цыган с медведем кланяются и уходят
Василиса: А знаете ли вы, ребята, что без одной удивительной игрушки нашу Страну - Россию никто не представляет. И когда приезжают к нам люди из других государств, то обязательно покупают этот сувенир.
Вы еще не догадались?
Тогда слушайте загадку.
Ростом разные подружки,
А живут они друг в дружке.
И похожи друг на дружку,
А всего одна игрушка.
Дети: Матрешки!
Песня-танец «Русские матрёшечки»

Скоморох1: Делу время, потехе час!
Кто будет играть сейчас?
Игра «Собери и разбери матрешку»

Василиса: Ох, ребятушки, как славно вы играете!
Но были на Руси и тяжелые времена. О таком времени сейчас я вам поведаю.
Но фоне музыки из оперы Мусоргского «Хованщина»
Давным-давно это было. Распри среди бояр, набеги чужеземцев совсем измучили русских людей. А потом случилась беда: в разгар лета пошел снег, и погиб урожай. Начался страшный голод. Народ отовсюду тянулся в Москву, где раздавали бесплатный хлеб, но его на всех не хватало. А захватчики-иноземцы сжигали деревни, разрушали города. Поляки заняли Москву. Терпению народа пришел конец. В разных городах начали создаваться отряды народного ополчения. В Нижнем Новгороде такое ополчение возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Для ополчения нужны были средства. Кузьма Минин показал пример, Пожертвовав на спасение отечества все наличные деньги и украшения жены. Люди поддержали его и стали отдавать на нужды ополчения свое имущество. Дмитрий Пожарский командиров назначал не по знатности, а по «делу». В его войске царили порядок и строгая дисциплина. Ополчение росло, к нему присоединялись дружины из других городов. Люди разной веры, разных национальностей объединялись, чтобы спасти Родину.
Выходят мальчики - богатыри, исполняют танец «Богатырей»

1 воин: Братцы, не дадим в обиду Землю Русскую!
2 воин: Вставай, иди, борись и побеждай!
Василиса: Борьба за свободу Земли Русской продолжалась. 4 ноября
ополченцы освободили Москву от поляков. И сейчас наша страна
празднует государственный праздник 4 ноября - День народного единства.
Скоморох1: Ну-ка, снимем шапки, братцы,
Да поклонимся кремлю!
Скоморох2: Это он всем нам на славу
Создал русскую державу!
Вместе: И стоит она века
Нерушима и крепка!
Василиса: И сейчас в нашей стране живут люди разных национальностей:
И татары, и белорусы, и кавказцы и украинцы.
Все они дружные и не хотят войны.
И дети некоторых национальностей ходят к нам в детский сад.
Вы их все знаете и дружите с ними.
Сегодня они нас познакомят со своими танцами и играми.
Выходит сын и мама украинцы
Скоморох 1: О, как прекрасна Украина!
Ее таврийские поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я босиком пройдусь по полю,
И полной грудью там вдохну!
Здесь цвет акации закружит,
Пьянит здесь песня соловья,
И хлебом пахнет в каждом доме,
Вот благодатная земля!
Исполняется украинская песня
Игра «Аисты»
(Дети стоят по одному в гнездах-обручах, водящий в центре. Под музыку бегает внутри круга, затем запрыгивает в чей-то обруч. По команде: 1, 2,3- беги! Бегут в разные стороны, кто вперед прибежит в гнездо -тот и выиграл)
Выходят мама и дочь татарской национальности
Скоморох2 : В стороне степной землю сушит зной.
Здесь растят коней, как растят детей:
Песни им поют, молоко дают,
Трудолюбивыми татарами зовут.
Исполняют Татарский танец

Игра «Кто быстрей построит юрту»
(Под спокойную музыку двое держат платок-юрту, 3 сидят в ней. Под веселую - все бегают, а с остановкой - найти свою юрту)

Выходит мама и дети кавказской национальности
Скоморох1:На Кавказе любят музыку и пляски,
На конях джигиты скачут без опаски.
На Кавказе любят делать украшенья.
Славится чеканкой местное творенья.
На Кавказе любят пить кефир - айран.
Надевает бурку в дальний путь чабан.
На Кавказе любят сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю, как родному рад.
Исполняют Кавказский танец

Детям предлагается поиграть в игру «Быстрые кони» (Кто быстрее проскачет на лошадке)
Выходят бабушка, мама и девочка молдавской национальности
Скоморох 2: Мозаика природы и труда, Молдова милая моя. Застывших волн зелёные холмы И хлебный запах стриженной копны, Гроздь винограда, солнца жар, Прохлада сада, абрикос пожар, Искусственных озёр блестящих зеркала, Бунт горных рек Днестра, Прута, Молдова милая моя!!!
Молдавская песня

Игра « Яблоко червивое» или «Сбей шапку»
(Дети бегут взявшись за руки по кругу, приговаривая : «Яблоко червивое, ветер дует оно падает». По окончании-кто не присел, тот выходит из игры.
Двое играющих. Левая руна на поясе-кушаке соперника, правая сбивает шапку)
Скоморох1: Вот и подошел к концу наш праздник. Вот она какая наша Родина - Россия!
Скоморох2: Сколько в ней живет много разных народов!
Василиса: Самое главное, ребята, для любого человека и любой страны -это жить в мире. Закончим наш праздник песней о дружбе.
«Песня о дружбе»
Детей при выходе из зала угощают калачами.

Материал подготовил музыкальный руководитель Медведева Маргарита Михайловна.