Каждый из нас стремится к комфортному существованию, к тому, чтобы себя хорошо чувствовать и делать то, что хочется. Так и наши дети. Они учатся понимать и выражать свои эмоции, развить свой эмоциональный интеллект и акцентировать внимание на позитивном жизненном опыте.
Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь расширяется сфера их деятельности, осваиваются новые социальные отношения. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в меняющийся и противоречивый мир. А насколько вхождение в социум будет действенным, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду.
Мы, взрослые, считаем, что ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении, когда деятельность его успешна, когда отсутствуют переживания, когда есть друзья и многое другое.
Поведение и настроение дошкольника очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, его легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из важнейших задач является формирование у ребенка умения регулировать эмоциональной сферой.
Современная развивающая предметно-пространственная среда детского сада должна быть организована таким образом, чтобы каждому малышу было уютно и комфортно. Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. В связи с этим в детском саду «Солнышко» п.Туртас прошёл смотр-конкурс «Лучший центр эмоциональной разгрузки детей».
Педагоги, создавая центр эмоциональной разгрузки, учли определённые требования, которые предъявляет ФГОС ДО. И проявив все свое творчество, организовали пространство, таким образом, что находящемуся в нем ребенку комфортно и безопасно, здесь он может отдохнуть, подумать, помечтать, поиграть.
Уголки получились разнообразные, в форме шатра из разноцветных лент или вуали, уютного домика, отгороженного оригинальной напольной ширмой, внутри которого есть диванчик или кресло с милыми подушечками, красивыми ковриками, мягкими пледами.
Учли педагоги и развивающий характер предметной среды созданной в уголке, она побуждает дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
Воспитатели периодически меняют атрибуты для игр, создавая новизну, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт детям ощущение стабильности. При подготовке пособий воспитатели учли возрастные особенности детей.
Положительные и отрицательные переживания воспитанники могут выразить с помощью ряда предметов: «стаканчик для смеха» или «стаканчик для слёз», «коврик злости», «коробка примирения», «сундучок добрых дел» и многое другое.
Для снятия напряжения у детей, подготовили мячики-ёжики, массажные шарики су джок, тактильные мешочки, коллекции морских ракушек и камешков, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, материалы для изодеятельности, песок. В уголках для малышей на столиках стоят игрушечные телефоны для воображаемых звонков маме и папе.
Для развития эмоциональной сферы воспитатели совместно с родителями изготовили дидактические игры, помогающие дошкольникам лучше понять своё настроение, такие как: «Угадай эмоцию», «События и эмоции», «Конструктор эмоций», «Куб настроения».
Для снятия чувства скованности и зажатости у ребенка, для того чтобы помочь ему перейти из грустного состояния в весёлое, в уголках появились «волшебные предметы»: шляпки, сапожки, плащи, палочки. Они помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, делают общение сказочным. Педагоги знакомят воспитанников с каждым атрибутом или пособием, объясняют, как взаимодействовать с ним. А какую по содержанию дети развернут игру, зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя.
Создание уголков эмоциональной разгрузки в детском саду позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, даёт возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы. При правильной организации, это место станет настоящим помощником воспитателю в группе, а детям поможет разобраться во всех чувствах, которые они испытывают.
Материал подготовила: Нина Владимировна Строева, старший воспитатель МАУ ДО «Детский сад Солнышко» п.Туртас Уватского муниципального района