Основа взаимодействия ДОУ и семьи – сотрудничество педагогов и родителей. Однако бывают случаи, когда стороны не могут найти общий язык и дело доходит до конфликта. Подобные ситуации иногда провоцируют родители. Но и педагоги не всегда могут выстроить конструктивный диалог, так как не до конца обладают определенными навыками.
С целью решения этой проблемы, в детском саду «Солнышко» п.Туртас 20 февраля состоялся тренинг коммуникативной компетентности для педагогов.
В начале встречи для создания доброжелательной атмосферы была проведена игра «Салфетки». Педагогам предлагалось взять некоторое количество салфеток – кто сколько хочет. Затем нужно было пересчитать салфетки и назвать столько фактов о себе, или столько же своих качеств.
Встречу продолжила дискуссия. Участникам были заданы следующие вопросы:
- Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?
- Помогают ли они Вам?
- Есть ли у Вас претензии к родителям?
- Предъявляют ли родители какие – либо претензии к Вам?
Далее я обратила внимание воспитателей на то, что в общении существуют свои закономерности и рассказала об основных правилах построения эффективного общения.
Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного – речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему. Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно, прежде всего, выбрать тональность, интонацию, соответствующую тактике общения.
С целью осознания значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями прошла игра «Тренировка интонации», в ходе которой педагоги произносили фразы с разной интонацией.
По окончании игры , участники сделали вывод о том, что доброжелательная интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Любой комплимент располагает человека к позитивному общению. А самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.
В игре «Волшебная шляпа» воспитатели разделились на две команды: педагогов и родителей и упражнялись в высказывании комплиментов.
Для осознания разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установки на равноправное общение, было проведено психотехническое упражнение «Давление». Участникам нужно было разбиться на пары и по очереди давить на ладони партнера. Затем педагоги делились своими впечатлениями о том, что было приятнее: самому оказывать давление на партнера или подвергаться давлению.
В итоге пришли к мнению, что гораздо приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства, стремясь к психологическому давлению на партнера по общению ( будь – то родитель, коллега, ребенок); мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения и вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
После этого участники познакомились с основными правилами построения беседы с «трудным» родителем.
В завершение для закрепления положительных эмоций под релаксационную музыку прошла игра – фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».
А в заключение встречи состоялась рефлексия впечатлений участников.
Работа с семьей – это кропотливый труд.
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Материал подготовила Зоркальцева Надежда Андреевна, педагог-психолог
МАУ ДО «Детский сад Солнышко» п.Туртас Уватского муниципального района