«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…» - писал Василий Александрович Сухомлинский.
Как показывает практика, у детей младшего дошкольного возраста наблюдаются характерные отклонения в развитии мелкой моторики:
- Нарушена техника движений;
- Страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
- Диагностируются недостатки психомоторики;
- Плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
- Слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
- Неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
- Затруднения при использовании ножниц.
Мелкая моторика – это комплекс скоординированных (согласованных) действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами кистями рук …
Существует много современных традиционных и нетрадиционных методик по формированию и развитию моторных навыков. Но развивать её можно и доступными средствами, такими как – пальчиковые игры и рисование.
Пальчиковые игры – это самый верный способ развивать у ребёнка речь и моторику. Игры способствуют развитию формирования кисти рук и установки речи. Словесная речь у ребёнка начинает своё развитие, когда движение рук и пальчиков имеют точные действия. Кисти рук малыша подготавливают основу для связанности будущей речи, развитию точных действий пальцев ладони, а также синхронизации действий полушарий головного мозга. Опираются пальчиковые игры на – цветные палочки, скороговорки, стихи, пальчиковый театр.
Рисование направлено на более конкретное развитие мелкой моторики и требует выполнение определённых заданий – рисование по трафаретам, штриховка, рисование по точкам, раскрашивание - не выходя за контур.
Важность развития мелкой моторики у детей мы рассматривали на родительских собраниях по формированию навыков самообслуживания у малышей в первой младшей группе.
А во второй младшей группе, воспитатели группы «Ромашка», 15 декабря 2016г., решили раскрыть аспект развития мелкой моторики, пригласив родителей вместе с детьми на мастер-класс по развитию навыков мелкой моторики доступными средствами.
Родителям предварительно были предложены консультации «Как развивать мелкую моторику», «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».
На мастер-классе розданы буклеты-памятки «Как развивать мелкую моторику», из которых можно узнать нормы и отклонения в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, а также как в домашних условиях провести диагностику моторных навыков, и сколько времени необходимо на формирование этих навыков.
На встрече родители познакомились с интересными фактами и методикой развития мелкой моторики доступными средствами.
Узнали, что действие пальчиков зависит от развития кистей рук и вместе с детьми выполняли упражнение «Флажки», «Фонарики».
Дети в этом возрасте должны разворачивать обе руки в строгой последовательности: кулак-ребро, рука-ладонь и показали как отрабатывать эти навыки на игровых упражнениях «Блины», «Заготавливаем капусту».
У ребёнка должно получаться ходить по плоской поверхности указательным и средним пальцем – игра «Мишка-косолапый», выполнять упражнение «Щепоть-ладонь» - игра «Птичка».
Когда игровые упражнения будут чётко отработаны, можно с детьми поиграть в сказку, сюжет которой будет соответствовать упражнениям пальчиковых игр.
Музыкальная физминутка: «Мы погреемся немножко», помогла перестроиться на другой вид деятельности – рисование.
Вначале с детьми и родителями был проведен инструктаж «Как пользоваться карандашами» и напомнили правило как правильно держать карандаш.
Дети с помощью родителей выполняли упражнение «Укрась ёлку игрушками» - рисование карандашами по точкам разных линий.
С помощью упражнения «Обведи и раскрась ёлочку» дети знакомились с приёмом рисования по точкам предметов определённых форм – треугольники разных размеров (ёлочка), и раскрасить ёлочку приёмом – штриховки не выходя за контур.
Целью мероприятия было донести до родителей значимость развития мелкой моторики на раннем этапе и показать, как можно с помощью доступных средств развивать мелкую моторику рук и пальцев.
И в конце мастер-класса родители вместе с детьми нарядили ёлку в группе.
Материал подготовил воспитатель Карпова Ирина Валентиновна.