Версия для слабовидящих

Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности.

  пт., 16.10.2020

Консультация

 

Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности.

 

   

                                                                                                                                                                                                       

 

Что такое социально-личностное развитие ребёнка?

Социально-личностное развитие – это формирование верного отношения ребёнка к себе и окружающему, а также его социальных мотивов, потребностей.

Исследованием проблемы социального развития детей дошкольного возраста занимались выдающиеся отечественные ученые Л.С.Выготский, М.И.Богомолова, А.Г.Гогоберидзе, Л.М.Захарова, С.А.Козлова, Т.С.Комарова, Л.В.Коломийченко, В.Т.Кудрявцев и др.

Проблема социально-личностного развития, как процесс приобщения ребенка к духовному и материальному опыту, осознание им своего «Я» и развитие у него способности адекватно оценивать себя, имеет длительную историю.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами поведения в человеческом обществе, но путь этот долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как  «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определять чему, и как учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Основная цель ФГОС дошкольного образования – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Достичь данной цели возможно при организации правильного руководства игровой деятельностью, а в дошкольном образовании игра – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Именно игровая среда стимулирует ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установления многообразных связей с окружающим миром.

Игра – общепризнанный феномен в развитии личности ребенка.

Игра – один из видов детской деятельности, который комплексно используется взрослыми для воспитания и развития дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Значение игры заключается  в том, что:

- формируется социальная компетентность ребенка, позволяющая ему занять достойное место в системе социальных взаимоотношений, стать креативной личностью;

-дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений, уточняют и  практически апробируют знания о мире, в котором живут;

- в ходе игрового общения развиваются эмпатийные способности, проявляются индивидуальность и  уникальность личности каждого ребенка;

- игра как социально-педагогическая форма организации жизни дошкольника может обеспечить заинтересованное вхождение в общество;

- вступая в роли взрослого, ребенок информирует сверстников, творчески использует усвоенные знания и умения, контролирует и оценивает себя и других, что необходимо сначала для обучения в школе, а затем в профессиональной деятельности;

- игра просто увлекает ребенка, доставляет ему радость, вызывает положительные чувства  и переживания.

Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление дошкольника и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия. Она как никакой другой метод и форма умственного воспитания, подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.

В игре дети осваивают новые социальные роли, самореализуются, приобретают новый социальный способ. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. В игре и ребенок, и взрослый конструируют себя. Стараются быть лучше.

Условно такие игры называются «взрослыми играми для детей» или социально-ориентированными.

Социально-ориентированные игры имеют ряд особенностей:

*коллективный характер деятельности (включение в игру, как непосредственных исполнителей, так и зрителей), это способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей;

*актуальность содержания (игра должна носить острый, наступательный характер), что позволяет создать мотивационную основу для интеллектуального, общекультурного и социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста;

*педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии», когда дошкольника с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с умственно одаренным ребенком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу, и благодаря этому помочь всему детскому коллективу);

*социально-ориентированная игра, это не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому, репетировать социально-ориентированную игру нельзя, по природе  она «одноразовая» и зависит от творчества и импровизации участников, направлена она на формирование  индивидуального когнитивного стиля решения проблемных социальных ситуаций у каждого ребенка;

*социально-ориентированная игра способствует формированию коллективного субъекта с активной позицией каждого дошкольника и, что немаловажно, единству содержания интеллектуального и социально-нравственного развития детей.

В процессе проведения таких игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, который определяется самой природой игры как деятельность самостоятельная, добровольная и творческая.

Чаще всего авторы сюжетов таких игр взрослые, а дети творчески обогащают содержание игры.

Занимаясь социально-личностным развитием дошкольников средствами игры необходимо, чтобы в группах были созданы игровые центры: для сюжетно-ролевых, режиссёрских, строительно-конструктивных, театрализованных игр, игр-экспериментирований.

     

В детском саду с целью социально-личностного развития детей необходимо  включать в воспитательно-образовательный процесс  следующие виды игр:

 – игры, организуемые по инициативе детей: самостоятельные сюжетные, театрализованные, сюжетные и т.д.

 – игры, организуемые по инициативе взрослых: дидактические, игры-забавы, подвижные, интеллектуальные.

 –  народные игры: досуговые, обрядовые, тренинговые, архаические.

Игры, используемые для социально-личностного развития детей, делят на:

- творческие игры: строительные, сюжетно-ролевые, игры с водой и песком и т.д.;

- игры с правилами: дидактические (математические, экологические, речевые и т.д.), сюжетные, бессюжетные, спортивные, интеллектуальные и т. д.

  

В процессе игровой деятельности ребенок обретает уверенность в собственных силах, веры в людей, у него появляется настрой на позитивное отношение к самому себе и окружающей действительности, реализацию собственного предназначения, он включается в процесс самовоспитания и самопознания, у него формируется ответственность, аккуратность и самоорганизации.

Все это отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования: сохранению уникальности и самоценности детства; уважению личности ребенка; обогащению детского развития; приобщению к социокультурным нормам.

Подготовила: Строева Нина Владимировна,

старший воспитатель МАУ ДО "Детский сад Солнышко"

п.Туртас Уватского муниципального района

 

События

В рамках тематической недели по ПДД в подготовительной группе « Цветочный городок» были проведены беседы, просмотр мультфильмов и видеороликов, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и ситуации общения по обучению детей правилам дорожного движения.
Обучение детей правилам безопасности дорожного движения, по-прежнему, остается одной из важнейших задач дошкольного образования. Поэтому, необходима повседневная работа с детьми по формированию представлений о важности соблюдения правил дорожного движения. Чтобы уберечь детей от несчастных случаев в различных ситуациях, необходимо научить их безопасному поведению.
21 марта в старшей группе «Ромашка» прошло комплексное занятие, посвященное Международному дню леса. Ребята узнали много интересного о лесном сообществе растений и животных живущих вместе и связанных между собой. Дети встретились с планетой Земля, которая рассказала детям стихотворение «Наш дом родной – Земля» и загадала детям загадку о лесе.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. И поэтому первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются у детей в дошкольном возрасте. В группе "Цветочный городок" постоянно проводятся Дни здоровья. Сегодня дети отправились путешествовать в страну спорта и здоровья.
Сегодня во второй младшей группе «Почемучка» прошёл спортивный досуг «Как зайка познакомился с правилами дорожного движения». Главной целью мероприятия было ознакомление воспитанников с правилами дорожного движения в доступной игровой форме.
Сегодня, 20 марта, во второй группе раннего возраста "Полянка", прошло занятие "Правила дорожного движения". Дети познакомились с дорожными знаками, и светофором, послушали стихотворения С.Михалкова "Светофор " и "Грузовик", поиграли в подвижные игры "Мы шофёры", "Воробушки и автомобиль" и "Пропусти пешехода".


 
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
«Детский сад Солнышко» Уватского муниципального района
626191 Тюменская обл., Уватский р-н., п.Туртас, ул. Победы, д.7
Телефон: 8 (34516) 25-2-27
Эл. почта: turtacsol@obl72.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: