Версия для слабовидящих

Обогащаем словарь детей

  пн., 02.04.2018

Основная  задача взрослых  –  научить  их  связно  и  последовательно,  грамматически  и  фонетически  правильно  излагать  свои  мысли,  рассказывать  о  событиях  из окружающей  жизни.  Это  имеет  важное значение  для  обучения  в  школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Бытовой  словарь многих  детей  беден:  целый  ряд  слов  дети  не  могут  назвать  по картинкам,  хотя  имеют  их  в  пассиве;  не  зная  названия  многих  частей  предмета,  дети  заменяют  их  названием  самого  предмета  (стена-дом)  или действия;  они  также  заменяют  слова,  близкие  по  ситуации  и  внешним признакам (раскрашивает-пишет).

В  словаре  мало  обобщающих  понятий:  почти  нет  антонимов,  мало синонимов.  Так,  характеризуя  величину  предмета,  дети  используют  только два  понятия:  большой  и  маленький,  которыми  заменяют  слова  длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Дети  допускают  ошибки  при  изменении  окончаний  существительных  по родам  и  числам  («много  окнех,  яблоком,  кроватев»;  «перы»,  «ведры», «крылы»…);  при  согласовании  числительных  с существительными  («пять мячев,  ягодом»,  «два  руки»…). Часто встречаются  ошибки  в  употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.

Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти  упражнения  несложные  и  вполне  родители  самостоятельно  могут заниматься с ребёнком.

Одним  из  необходимых  условий  дальнейшего  развития  ребёнка  является создание мотивации  общения, формирования  стремления  рассказать  о  себе, своих  товарищах,  о  наблюдениях  из  жизни  детского  сада  и  семьи.  Важно создавать  благоприятное  речевое  окружение,  хороший  эмоциональный настрой.

Словарные  упражнения  играют  большую  роль  в  работе  по  формированию первоначальной  ориентировке  дошкольников  в  звучащей  речи,  так  как  не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».

Для  поддержания  интереса  к  звучащему  слову,  для  уточнения  имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения:

упражнения с существительными

Родитель (показывает картинки):  Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).

Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).

Родитель  (показывает  игрушечного  медведя).  Назови  по-разному  эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)

Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка,

сынишка, малыш, мишуля).

Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).

упражнение с глаголами

Родитель: Что умеет делать кошка?  (Лакать  (молоко), лазить  (по деревьям), царапаться,  мяукать,  мурлыкать,  играть,  лежать,  смотреть,  стоять,  бежать, ласкаться)

Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).

А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),

Что  делает  щенок?  (Спит,  играет,  ест,  лает,  ласкается).  Что  умеет  делать щенок?  (Спать,  играть,  есть,  ласкаться),  Что  любит  делать  щенок?  Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему  дают  кость?  (грызёт,  наслаждается,  рычит,  радуется,  торопиться),  Что делает щенок,  когда  его  берут  на  руки?  (Прижимается,  радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).

В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики  явлений  и  действий  животных  и  т.п.  Каждый  ребёнок осознаёт  их  по  своему,  подбирая  наиболее  точные  слова  и  получая удовольствие от удачно найденного слова.

упражнения с прилагательными

Родитель:  О  чём  можно  сказать,  используя  слова:  круглая  (тарелка, сковородка),  круглый  (шар,  мяч,  стол,  поднос,  обруч),  круглое  (зеркало, колесо);  красная  (косынка),  красное  (знамя),  красный  (флаг);  узкое  (место), узкая (лента)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).

Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).

Каким  может  быть  ручеёк?  (Журчащим,  поющим,  звенящим,  говорливым, бегущим).

Ответь  одним  словом,  какой  осенью  лист на дереве.  (Жёлтый,  коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).

Какие  слова  можно  сказать  о  щенке,  грызущим  кость?  (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).

упражнения с наречиями

Родитель:  Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

Как  падают  листья  на  землю  во  время  листопада?  (Бесшумно,  тихо,  легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).

упражнение на подбор родственных слов

Родитель:  Какие  новые  слова  можно  образовать  от  слов  кот  (котик,  коток, котя,  котофей,  котёнок,  котята,  котятки,  котики,  коты,  котяточки),  солнце  (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?

Какие  клички  можно  придумать  лисе,  чтобы  было  понятно,  что  он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).

упражнение на подбор сравнений

Родитель:  На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).

На что похож ёжик?  (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).

На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).

упражнения на «зарисовку» слов

Во  время  вечерних  игр можно  предложить  ребёнку  предложить  зарисовать различные  предметы,  явления,  которые  обозначаются  определёнными словами.

Например:

Родитель:  Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?

     - Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…

     - Попробуй нарисовать это состояние погоды.

     - Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;

     - «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;

  -  нарисовать  любой  предмет,  который  назван  коротким  (или  длинным) словом;  словом,  состоящим  из  двух  (трёх)  слогов;  зарисовать  предметы,  в названии которых слышатся звуки У, С, Р.

    -  отразить  в  своём  рисунке  различные  состояния  моря  и  назвать  их определённым словом (море   – бурное, спокойное, синее, весёлое и т.п.)

Важно  использовать  каждую минуту  общения  с  ребёнком  для  развития  его речи:  нужно  беседовать,  разговаривать  по  дороге  домой  из  детского  сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.

Помните:

1. Родители – самые первые и самые лучшие воспитатели ребенка.

2. В обучении и воспитании ребенка главное – это терпение.

Как писал психолог Л. С. Выготский: «Вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло». Так и Вы терпеливо воспитывайте и обучайте своего малыша, и результат обязательно будет. Я надеюсь, что эта консультация принесет Вам пользу и поможет сделать общение с вашим ребенком интересным и содержательным.

Учитель-логопед: Цалко Ольга Павловна

События

В рамках тематической недели по ПДД в подготовительной группе « Цветочный городок» были проведены беседы, просмотр мультфильмов и видеороликов, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и ситуации общения по обучению детей правилам дорожного движения.
Обучение детей правилам безопасности дорожного движения, по-прежнему, остается одной из важнейших задач дошкольного образования. Поэтому, необходима повседневная работа с детьми по формированию представлений о важности соблюдения правил дорожного движения. Чтобы уберечь детей от несчастных случаев в различных ситуациях, необходимо научить их безопасному поведению.
21 марта в старшей группе «Ромашка» прошло комплексное занятие, посвященное Международному дню леса. Ребята узнали много интересного о лесном сообществе растений и животных живущих вместе и связанных между собой. Дети встретились с планетой Земля, которая рассказала детям стихотворение «Наш дом родной – Земля» и загадала детям загадку о лесе.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. И поэтому первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются у детей в дошкольном возрасте. В группе "Цветочный городок" постоянно проводятся Дни здоровья. Сегодня дети отправились путешествовать в страну спорта и здоровья.
Сегодня во второй младшей группе «Почемучка» прошёл спортивный досуг «Как зайка познакомился с правилами дорожного движения». Главной целью мероприятия было ознакомление воспитанников с правилами дорожного движения в доступной игровой форме.
Сегодня, 20 марта, во второй группе раннего возраста "Полянка", прошло занятие "Правила дорожного движения". Дети познакомились с дорожными знаками, и светофором, послушали стихотворения С.Михалкова "Светофор " и "Грузовик", поиграли в подвижные игры "Мы шофёры", "Воробушки и автомобиль" и "Пропусти пешехода".


 
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
«Детский сад Солнышко» Уватского муниципального района
626191 Тюменская обл., Уватский р-н., п.Туртас, ул. Победы, д.7
Телефон: 8 (34516) 25-2-27
Эл. почта: turtacsol@obl72.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: