Версия для слабовидящих

Адаптация ребенка к детскому саду.

  чт., 04.09.2014

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

 

        Адаптация - от лат. "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, который проходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

 

        Приспособление организма к новым условиям существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

    Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

    Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

    Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

    Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

    При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 - 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво - спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

    Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20 - 40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

    Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно - разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние  (плач, негодующий крик); либо отсутствует  активность  при более или менее выраженных отрицательных реакциях  (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

 

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

 

           1. Возраст.

        2. Состояние здоровья.

        3. Уровень развития.

        4. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

        5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

        6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

1.  Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2.  Наличие у ребенка своеобразных привычек.

3.  Неумение занять себя игрушкой.

4.  Несформированность элементарных гигиенических навыков.

5.  Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми. 

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны. Впечатлительны. Им свойственно заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

 

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ.

1.  По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей,  высказывать положительное  отношение к  ним.

2.  Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3.  Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем, как зайчики».

4.  Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5.  Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит от того, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6.  Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

 

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

 

  • самостоятельно садиться на стул;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • пользоваться ложкой;
  • активно участвовать в одевании, умывании.

    Наглядным примером выступают прежде всего сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно – разъяснительный, а не повелительный.

    Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена, мне трудно.

 Нужно соизмерять собственные ожидания с возможностями ребенка.  Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

 Планируйте свое время так, чтобы первые 2 – 4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

  В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

 Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

 Скорее всего ваш ребенок прекрасно справится с изменениями жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

  Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

 

Что делать, если…

 

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

 

  1.  Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  2.  Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
  3.  Не оставляйте ребенка в детском саду более чем на 8 часов.
  4.  Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
  5.  С 4 – го по 10 – й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
  6.  Поддерживайте дома спокойную обстановку.
  7.  Не перегружайте ребенка новой информацией.
  8.  Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

 

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

 

  1.  Рассказывайте ребенку, что его ждет в детском саду.
  2.  Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
  3.  Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой – то домашний предмет.
  4.  Принесите в группу свою фотографию.
  5.   Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
  6.  Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
  7.  После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку  возможность поиграть в подвижные игры.
  8. Устройте семейный праздник вечером.
  9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
  10. Будьте терпеливы.

 

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

  1.  Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).
  2.  Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
  3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.
  4. Оставайтесь очень спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
  5.  Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
  6.  Спойте ребенку песенку.
  7.  Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

 

Что делать, если ребенок не хочет убирать после себя игрушки

 

  1.  Твердо решите для себя, необходимо ли это.
  2.   Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
  3.   Убирайте игрушки вместе.
  4.   Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.
  5.  Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
  6.  Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
  7.   Учитывайте возраст и возможности ребенка.

 

 

Педагог-психолог

Н.А. Зоркальцева

 

       

 

 

 

 

 

 

        

События

19 сентября в детском саду прошёл легкоатлетический кросс «Золотая осень». В традиционном осеннем забеге приняли участие воспитанники старших и подготовительной к школе групп.
18 сентября работники Туртасской сельской библиотеки провели познавательный час для воспитанников старших и подготовительной групп детского сада.
В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением, поэтому детям необходимо предоставить возможность наблюдать за животными и растениями.
Утро, 1 сентября, в нашем детском саду началось с веселой, поднимающей настроение музыки, которая встречала воспитанников и родителей у входа в детский сад.
Туризм – важное средство воспитания, которое благодаря своему разнообразию и универсальности открывает широкие возможности практической подготовки маленького гражданина к большой жизни. 11 августа 2017 года в нашем детском саду был открыт Центр подготовки «Юный турист», организатором открытия центра стал педагог Спасенникова Татьяна Владимировна – человек увлекающийся туризмом, любящий походную романтику.
Большое значение в нашей стране отводится физкультуре и спорту. Всероссийский День физкультурника - праздник, отмечаемый с 1939 года. Это праздник всех, кто любит спорт, вне зависимости от профессии и возраста. Конечно, и наш детский сад не мог обойти стороной это событие. 9 августа 2017 года, воспитанники средних и старших групп детского сада собрались на школьном стадионе для проведения Веселых стартов, посвященных Дню физкультурника. Целью этого мероприятия явилась пропаганда здорового образа жизни и приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом.


 
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
«Детский сад Солнышко» Уватского муниципального района
626191 Тюменская обл., Уватский р-н., п.Туртас, ул. Победы, д.7
Телефон: 8 (34516) 25-2-27
Эл. почта: turtac@mail.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: