Главная /
Валеологические занятияСегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности.
Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии.
Что такое валеология? Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым»и «логос» - «наука». Таким образом, валеология - наука о здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Основная цель валеологического воспитания - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний. Задачи: - охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей; - способствовать формированию у детей осознанное отношение к своему здоровью; - воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни; - приобщать детей к спорту; - способствовать развитию основных физических возможностей; - способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта; - проводить профилактику вредных привычек, закаливание; - создавать оптимальный режим дня; - отслеживать состояние здоровья. Важным условием воспитания и развития ребенка является создание валеологически развивающей среды.
Во всех группах детского сада созданы физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены уголки здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу. Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение может осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д. Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий: компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников; валеологическая культура родителей; интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс; создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней; учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры. Для результативной работы педагоги детского сада выстраивают образовательный процесс с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также с упором на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера. Работу по формированию здорового образа жизни детей можно разбить на следующие блоки: 1. «Ребенок и здоровье»: особое внимание уделяется формированию у детей первоначальных навыков охраны жизни и здоровья. Формированию умений детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности на основе ситуационных моментов. 2. «Полезные продукты» 3. «Личная гигиена»: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. 4. «Тело человека»: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения. 5. «Витамины и здоровый организм» 6. «Ребенок на улицах города»: знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения. 7. «Будем спортом заниматься»: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. 8. «Врачи - наши помощники» 9. «Опасные предметы»: закрепление правил безопасности. Для реализации данной работы используют следующие формы и методы: - Занятия. - Чтение художественной литературы и познавательных книг. - Изодеятельность и творчество. - Экскурсии и целевые прогулки. - Дидактические и сюжетно-ролевые игры. - Экспериментальная и опытническая деятельность. - Взаимодействие со специалистами. - Тематические беседы. - Работа с родителями. - Кружковая работа. - Взаимодействие со спортивными учреждениями. - Анкетирование и мониторинг. Задача этой работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью. |
События24 апреля в рамках Дня здоровья "Мы растем здоровыми, бодрыми, веселыми" в подготовительной к школе группе"Цветочный городок" была проведена игра "Быть здоровым - это здорово!", где дошкольники вспомнили все секреты здоровья, показали свою сообразительность и сноровку.
Команды Айболит и Мойдодыр участвовали в спортивных играх-эстафетах, отгадывали загадки о предметах гигиены и полезных продуктах питания. 24 апреля к малышам группы «Полянка» пришел в гости кукольный мальчик Ваня. Он рассказал детям о том, что очень часто болеет, пьет горькие микстуры и попросил у ребят совета как стать здоровым. Малыши с удовольствием согласились ему помочь. Сегодня, а впрочем, как и каждый день, мы с ребятами группы «Пчёлки» двигались, занимались физкультурой и спортом, играли немного больше, чем обычно, так как сегодняшний день обозначен, как День здоровья! 22 апреля по всей планете проводится экологический праздник «День Земли». Во всём мире он отмечается с целью продемонстрировать поддержку защиты окружающей среды. В группе «Ручеёк» мы с детьми тоже не остались в стороне от этого праздника. В рамках международного дня Матери-Земли дети старшей группы "Колобок" узнали много нового о нашей планете, о празднике. Этот праздник уже отмечается более 50 лет. 18 апреля в детском саду "Солнышко" для педагогов был проведен семинар "Традиционные и новые формы взаимодействия с родителями ДОО". Педагоги вспомнили традиционные формы сотрудничества с семьей, а также познакомились с новыми нетрадиционными формами взаимодействия, которые направлены на привлечение родителей к участию в жизни детского сада и установлению неформальных контактов. У |