Версия для слабовидящих

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, то он использует эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.

Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.

 

Артикуляционная гимнастика проводится в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику педагоги проводят утром после зарядки, перед завтраком. 

Артикуляционные упражнения бывают:

  • статические — необходимы для формирования артикуляционного уклада;
  • динамические — важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель составляет комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечёткой артикуляции. 

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
  • во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
  • гимнастика должна проходить в игровой форме;
  • комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
  • если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;
  • всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером. Заниматься ей нужно регулярно!

Требования к детям зависят от возрастной группы:

  • младшая — ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;
  • средняя — при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие;
  • старшая и подготовительная — упражнения выполняются уверенно и быстро, дети хорошо справляются со статическими заданиями.

Для проведения гимнастики в младшей группе воспитатель готовит наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут, включает в себя 4–5 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения дети должны выполнять по 2–3 секунды.

Для артикуляционной гимнастики педагоги детского сада используют различные картинки, игрушки, кубики, альбомы и прочий дидактический материал. 

Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагогов. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение.

Таким образом, регулярное выполнение гимнастики помогает:

• Улучшить подвижность артикуляционных органов.

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.

• Увеличить амплитуду движений.

• Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Качественно выполняемая артикуляционная гимнастика — это залог чистой и правильной речи!

Картотека Артикуляционная гимнастика.docx (43.17 КБ)

Картотека Артикуляционная гимнастика 1.doc (1.09 МБ)

События

Удивительный и прекрасный праздник День знаний прошел 1 сентября в старшей разновозрастной группе «Радуга» детского сада «Солнышко» п.Туртас. Возможно, не такой торжественный и волнительный, как в школе, но от этого не менее важный.
27 августа в младшей группе «Сказка» прошло развлечение «Путешествие в лес». В путешествие ребята отправились на «волшебном» паровозике. В лесу мы увидели большую и красивую поляну цветов. Поиграли в игру «Кто больше соберет цветов в корзину».
26 августа в старшей разновозрастной группе «Радуга» прошло развлечение «Индейцы – кладоискатели».
20 августа в разновозрастной группе «Сказка» и разновозрастной группе «Радуга» прошли развлечения посвященные Дружбе. Целью мероприятия было уточнить представления детей о том, что значит уметь дружить и общаться друг с другом, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, создать радостное настроение и ощущение праздника у детей.
13 августа в старшей разновозрастной группе «Радуга» и младшей разновозрастной группе «Сказка» прошли развлечения «К сказкам в гости». Цель данных мероприятий - создать радостное настроение у детей.
2 июля в детском саду "Солнышко" прошли "Весёлые старты" для дошкольников.


 
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
«Детский сад Солнышко» Уватского муниципального района
626191 Тюменская обл., Уватский р-н., п.Туртас, ул. Победы, д.7
Телефон: 8 (34516) 25-2-27
Эл. почта: turtacsol@mail.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: